Сундуки для приданого: забытая традиция...


На протяжении веков в большинстве стран существовал обычай, когда невеста вносила свою лепту в новую семью не только в виде денег, но и в виде предметов обихода, тканей, украшений.
Практически все женщины, кроме самых бедных, приносили с собой минимум вещей, необходимых для обустройства дома. Содержимое приданого могло быть разным по ценности и важности, начиная с простыней и скатертей, собиравшихся для будущей невесты в нижнем ящике комода, как в Британии, или «сундуке надежд», как в Северной Америке, — до изысканных украшений, тонких кружев и дорогих тканей, призванных показать состоятельность семьи или искусство молодой мастерицы.
Во многих странах подарки молодой на обустройство нового дома – хотя они могли и не называться приданым – часто ложились в основу брака и иногда даже были залогом его успеха.
В прежние времена – а кое-где и по сей день – эти вещи было принято складывать в сундук, обычно деревянный, украшенный настолько богато, насколько позволяли средства, ибо он служил символом достатка, приносимым невестой в новый дом. На всем Ближнем Востоке, где дома не принято уставлять мебелью, такой сундук часто помещали в женской половине, где он продолжал оставаться молчаливым показателем состоятельности и к тому же находил практическое применение.
Чаще всего это были большие сундуки прямоугольной формы, обычно с плоской крышкой, чтобы их можно было использовать как скамью или столик, хотя крышка могла быть и выпуклой. Иногда в нижней части, под основным отделением такого сундука делали дополнительные ящички, иногда крышка изнутри была разделена перегородками, чтобы в ней можно было хранить какие-то ценные вещи.
Сейчас сложно (даже, скорее, невозможно) установить, предназначался ли такой сундук для приданого или служил какой-то другой цели. Однако, вероятно, что сундуки, украшенные богаче других, изготавливались именно для приданого невесты, особенно украшенные символами удачи, изобилия, плодородия, обычно красного цвета.

Наиболее дорогие экземпляры отделывали изнутри камфорным или сандаловым деревом, это защищало содержимое от насекомых и придавало ему приятный аромат. Иногда на таких сундуках имеются следы красной краски, что указывает на их использование в качестве хранилищ для приданого. Нередко они ставились на отдельные деревянные ножки, выкрашенные в полоску.
Зачастую более замысловатые модели снабжались потайными ящичками и складными отделениями, где можно было спрятать что-то особо ценное. Сундуки такого типа впоследствии распространились по всему востоку Аравийского полуострова, в частности, в Омане.
Ширазские сундуки отличались особо обильным декором, как правило, в виде массивной латунной отделки. Один из немногочисленных точно датированных экземпляров принадлежал Саиде Салме, — дочери османского султана Занзибара Саида бин Султана аль-Саида, — сейчас он находится в султанском дворце. Известно, что 1866 году Салме вышла замуж за немецкого купца и бежала с Занзибара, взяв имя Эмили Рюте, — эти данные помогли установить более-менее точный возраст сундука. В 1907 году она опубликовала свои мемуары «Воспоминания арабской принцессы», предоставляющие уникальную информацию о том периоде.
Возможно, сегодня под приданым никто не подразумевает кружева и сукно, однако по мере того, как сундуки встречаются все реже, они становятся желанным предметом интерьера, напоминающим об обычаях и ремеслах ушедшей эпохи.

Комментарии

Популярные сообщения